Раши - таково общепринятое сокращение, аббревиатура полного имени рабейну Шломо Ицхаки. Он родился в 1040 г. в г.Труа, столице графства Шампань на севере Франции. Его жизненный путь, овеянный ароматом легенды, известен нам весьма приблизительно.
О родителях и ранних годах жизни Раши существует много легенд. Согласно одной из них, отец раби Шломо предпочел выбросить в море принадлежавший ему драгоценный камень, но не отдавать его христианам, которые хотели украсить им икону. В награду за это небесный голос обещал ему рождение сына, который прославится на весь мир мудростью. Спустя год мать Раши, почувствовав на улице приближающиеся роды, прислонилась к стене; та раздвинулась и образовала нишу, укрывшую ее. Однако фактические сведения о родителях Раши скудны.
Раши учился в городах Рейна - Майнце и Вормсе. Его учителями были "мудрецы Лотарингии" (хохмей Лотар) - ученики р.Гершома (ум.1040), прозванного Меор а-Гола (Светоч Диаспоры), одного из самых ранних из известных нам еврейских авторитетов Европы.
Раши в своих сочинениях называет имена учителей. Это р.Яаков бен Якар (ум.1064) - мори а-закен (мой старейший учитель) или рабейну (учитель наш), и р.Ицхак бен Йеуда (990-1070) - море цедек (учитель праведный). В Вормсе его учителем был р.Ицхак бен Элиезер а-Леви (ум.1070).
Вернувшись в Труа, Раши заводит собственных учеников. Его ешива постепенно становится важнейшим центром изучения Торы, в который обращаются за разрешением спорных вопросов евреи Франции и Германии. Однако Тора не была для Раши источником доходов - в те времена лишь изредка раввины получали содержание от общин, да и самой должности раввина еще не было. Зато со времен Римской империи евреи владели здесь землей, и Раши, скорее всего, зарабатывал на жизнь виноградарством.
У Раши не было сыновей, но три его дочери - Йохевед, Мирьям и Рахель - отличались, как гласит предание, большой ученостью, и даже помогали отцу в его работе. Возможно, в этом предании отразилось народное восхищение другим вкладом этих женщин в дело своего отца - рождением и воспитанием сыновей (т.е. внуков Раши), ставших величайшими учеными своего поколения, создателями школы тосафистов (баалей Тосафот), определившей во многом облик ашкеназского еврейства, но считавших себя лишь авторами Тосафот, т.е. Добавлений [к комментарию Раши]. В семье его зятя р. Меира родилось четверо известнейших мудрецов: р. Шмуэль бен Меир (Рашбам), р. Яаков бен Меир (Рабейну Там), р. Шломо бен Меир и р. Ицхак бен Меир. Среди них особенно выделялся младший сын Йохевед, р.Яаков бен Меир (ок.1100-1171), или рабейну Там, прозванный так на основании стиха из Торы: "...а Яаков - человек кроткий" (ве-Яаков иш там), отличавшийся великой ученостью, остротой суждений и уверенностью в своем праве принимать обязательные для всех евреев решения.
Погромы первого Крестового похода (1096 г.) миновали семейство Раши. Легенда рассказывает о его встрече с Готфридом Бульонским: Раши предсказал ему великий успех вначале и позорное возвращение домой лишь с тремя конями, оставшимися от его войска и богатой добычи. Готфрид из этой легенды (в отличие от исторического, умершего в Палестине), потеряв Иерусалимское королевство, подъехал к Труа в сопровождении трех всадников (т.е. всего их было четыре), и собирался наказать еврейского мудреца за неверное предсказание, но у самых ворот города пал один из коней. Готфрид пришел к дому еврея, чтобы признать его правоту, и здесь он узнал, что Раши давно умер.
Раши умер в Труа в 1105 г.; место его захоронения неизвестно. Однако имя его оказалось навеки соединенным с текстами Танаха и Талмуда. Раши (так называют и его комментарий) уже много веков подряд сопровождает - как верный оруженосец своего рыцаря - почти каждое новое издание этих главных еврейских книг. Словно эпитафия, звучат слова, помещенные на одной из страниц Талмуда: "До сих пор - комментарий Раши, отсюда и дальше - комментарий р.Шмуеля, сына р.Меира". А в одном из старых изданий написано просто: "Здесь умер Раши" (кан мет Раши), - словно нет никакой грани, отделяющей сочинение от сочинителя, и обрыв недописанного текста не только символизирует, но и является концом человеческой жизни.
Из сочинений Раши нам известны его респонсы, несколько пиютов и, конечно, комментарии к Талмуду и Танаху. Современные исследователи считают, что первый из этих знаменитых комментариев написан значительно раньше второго, и что он имеет чисто компилятивный характер. Зато комментарий к Танаху, при всей своей видимой простоте и даже наивности, ставит перед учеными множество вопросов, на которые нет пока общепринятых ответов, а предание доносит до нас слова р.Тама: "Толкования деда и господина моего к Талмуду и я мог бы составить, но толкование Писания - не в моих силах, не смог бы я такое сделать".
Работу по комментированию Талмуда продолжил его ученик и зять р. Йеуда бен Натан (Риван). Раши оставил после себя бесценное наследие комментариев к Торе, другим книгам Танаха и к Талмуду. Его комментарий к Торе стал самым популярным среди евреев. Он базируется на традициях многих поколений еврейских мудрецов и написан ясным и понятным языком, доступным даже начинающему читателю. Вместе с тем, комментарий Раши является предметом широкого и серьезного изучения последующими поколениями еврейских мудрецов. Каждое слово комментария несет серьезную смысловую нагрузку и при внимательном изучении позволяет открыть новые грани текста Торы, незаметные при первом прочтении. В своем комментарии Раши приводит многочисленные грамматические исследования, основанные на традициях еврейских мудрецов. Одной из книг по грамматике, которую Раши часто использовал в своей работе, был труд еврейского мудреца из Испании Менахема бен Сарука.
Раши объяснил большинство трактатов Вавилонского Талмуда. До появления на свет его комментария каждый, кто изучал Талмуд, нуждался в постоянной помощи своего учителя. Объяснения же Раши сделали возможным самостоятельное изучение. Ученик, прошедший под руководством наставника несколько трактатов Талмуда, мог изучать последующие трактаты самостоятельно, используя комментарии Раши. Раши объясняет каждый трактат с начала и до конца, не пропуская ни одной важной темы. Он останавливается на всех непонятных местах Талмуда и с поразительной лаконичностью и точностью проясняет их смысл. В его комментарии нет ничего лишнего или пропущенного, каждое слово стоит на своем месте. Иногда при поверхностном изучении Талмуда непонятно, для чего Раши добавляет то или иное слово (а иногда и букву) в свое объяснение. Однако при более углубленном изучении вдруг обнаруживается, что эта маленькая деталь существенно изменяет понимание смысла текста Талмуда. Мудрецы последующих поколений использовали объяснения Раши, как отправную точку в изучении Талмуда, все больше и больше постигая при этом глубину мысли Раши.
Распространение комментариев Раши среди мудрецов последующих поколений принесло ему признание во всем мире. Его авторитет был неоспорим и среди ашкеназских, и среди сефардских мудрецов Торы. С тех самых пор и вот уже почти тысячу лет все еврейские мудрецы, их воспитанники и все мы - простые евреи - являемся учениками великого мудреца р. Шломо бен Ицхака, да будет память о праведнике благословением!