Глава «Масэй» Рассказывает: Рав Исроэль Зельман
В изложении законов о неумышленном убийстве сказано, что человек, убивший ближнего по ошибке, должен находиться в городе-убежище «до смерти Первосвященника [Храма], которого помазал елеем святым».
О странной формулировке (вместо «который помазан» сказано «которого помазал») спрашивается в Талмуде (Макот, 11): «И разве он (неумышленный убийца) помазал его(Первосвященника)?! Но следует объяснить, что это сказано о Первосвященнике, который помазан в дни его (т.е. сразу после убийства)». Иными словами, говорится о ситуации, когда перед вынесением приговора убийце сменился Первосвященник Храма: в этом случае неумышленный убийца выйдет на свободу из города-убежища после смерти только что назначенного Первосвященника.
Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») комментирует этот талмудический отрывок: «Вероятно, тут нам показывает Писание способы Б-жественного Руководства (hашгахаהשגחה) миром, ведь вполне возможно, что ради данного конкретного человека устанавливается новый Первосвященник: неумышленному убийце, исходя из уровня тяжести его проступка (например, допущенной невнимательности или халатности, из-за которой погиб человек), следует пребывать в городе-убежище определённый срок – долгий или короткий. Поэтому сейчас, перед самым вынесением приговора по делу о неумышленном убийстве, устанавливается новый Первосвященник,продолжительность жизни которого соответствует сроку наказания, которое должен понести неумышленный убийца.
Из-за этого в Торе говорится о смерти «Первосвященника, которого помазал елеем святым», т.е. получается, что как будто сам убийца помазал Первосвященника, ибо именно из-за его судьбы, его приговора сменилась духовная власть на Святой Земле.