Глава «Шелах» Рассказывает: Рав Исроэль Зельман
Когда 10 разведчиков Святой Земли высказали отрицательное мнение, фактически призвали не завоёвывать Святую Землю, написано о Калеве, сыне Йефуне, руководителе колена Йеуды (который был одним из разведчиков): «И заставил замолчать Калев весь народ в отношении Моше, и сказал: поднятием поднимемся мы и унаследует её, ибо силой пересилим её». Классическое объяснение (Раши) говорит, что Калев изобразил согласие с разведчиками, все подумали, что он будет ругать Моше, а он, когда добился, таким образом, всеобщего внимания, стал говорить о заслугах Моше.
Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») даёт принципиально другое объяснение «После того, как в предыдущей главе Элдад и Мейдад пророчествовали, что Моше умрёт, а Землю придётся покорять под предводительством Йеошуа (см. главу «Беhаалотха»), и Моше не протестовал, народ очень испугался, что придётся заходить в Святую Землю без Моше: без его могучей духовной силы и защиты все наверняка погибнут от рук воинственных дикарей.
Поэтому Калев «заставил замолчать народ в отношении Моше», говоря, что не от личных заслуг Моше зависели все чудеса и знамения, напротив, само бесспорное величие пришло к Моше благодаря еврейскому народу: как потом случилось, всё время, пока народ был отторгнут Б-гом после греха разведчиков, Творец не обращался к Моше (и как приводит Раши в комментариях к истории золотого тельца, Творец сказал Моше «спуститься с Синая», имея в виду, что после падения евреев так же и Моше, выделенный ради них, теряет величие) и поэтому Калев сказал: «Поднятием поднимемся мы», - сами, без Моше, поскольку не Моше – причина сверхъестественного управления народом со стороны Творца, а сами люди, еврейский народ, который достоин Б-жественных Откровений. И в этом смысл слов «силой пересилим мы её».
Точное, важное объяснение р. Меира-Симхи предостерегает от переоценки руководителей народа и недооценки самих евреев: руководители, при всех их величайших заслугах, приходят и уходят, а высота и избранность народа неизменна.