Глава «Беhаалотха» Рассказывает: Рав Исроэль Зельман
В главе приводится закон второго Песаха (т.е. даётся возможность принести пасхальную жертву на месяц позже, если в обычное время 14-го Нисана принести не удалось): «Человек, который будет нечист из-за смерти или [будет] в дороге далёкой от вас… то сделает Песах для Б-га – в месяце втором, 14-го числа после полудня сделают его, с Мацой и горькой зеленью съедят его».
Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») отмечает, что этот Закон был дан не на горе Синай вместе с остальными, а только после построения Переносного Храма и благодаря обращению двух левитов, занимавшихся похоронами сыновей Аарона и не успевших очиститься перед принесением Пасхальной жертвы. «Связано это, разъясняет р. Меир, с тем, что в момент Дарования Торы (первые сорок дней до греха тельца) еврейский народ находился на таком высочайшей духовной ступени, что не нуждался бы в построении Храма – отдельного места для размещения Присутствия Творца, как сказано (Шмот, 20): «Жертвенник земляной сделай Мне, и приноси на нём всесожжения и мирные жертвы: во всяком месте, где будет упомянуто Имя Моё, приду к тебе и благословлю тебя». И ещё приводится в Талмуде (Брахот, 6), что даже с одним человеком, изучающим Тору, пребывает Присутствие Творца.
Т.е., если бы не грех тельца, каждый еврей фактически был бы в статусе всей общины: так же, как община могла приносить пасхальную жертву в нечистоте (когда большинство евреев нечисты – как выводится из Торы в трактате Псахим: Песах переносится на месяц для отдельного человека, если он нечист, и не переносится, если нечиста община), так и отдельный еврей мог бы; так же, как община не наказывается «отсечением души» (карет כרת), так и отдельный еврей не наказывался бы.
Поэтому на Синае – до тельца – заповедь второго Песаха не была дана: ведь если бы не последующий великий грех, каждый еврей мог бы принести пасхальную жертву где бы он ни находился и не в зависимости от состояния».