Глава «Бехукотай» Рассказывает: Рав Исроэль Зельман
Посреди приведённого в главе перечисления страшных предзнаменований, обещанных нарушителям законов Вс-вышнего, выделяется загадочный отрывок: «
Если пойдёте со Мной случайно (кэри קרי)и не пожелаете послушать Меня (т.е. посчитаете, что ваши беды – не наказание свыше, а случайность),
то добавлю Я вам наказание – в семь раз [большее, чем] равное грехам вашим (дословно «семь – как грехи ваши [шева ке-хатотэйхем שבע כחטאתיכם])
, и пошлю на вас зверей полевых, и они лишат вас потомства и уничтожат скотину вашу…».
Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») предлагает следующее разъяснение отрывка: «Не сказано «за грехи ваши», а именно «как грехи ваши» (т.е. наказание будет подобно грехам вашим), потому что тут говорится про Осквернение Имени Творца (хилуль Ашем חלול השם). И написано (в главе «Ноах»): «
И страх перед вами и ужас перед вами будет у всех животных». В Талмуде разъяснено (Шабат, 151), что «зверь властвует человеком (не боится напасть, чувствуют свою силу) только если человек представляется ему скотиной (нидмэ ло ки-бhемаנדמה לו כבהמה)» (т.е. «настоящего человека» животные опасаются; а если нападают, то, значит, низменное, «скотское» настолько ярко выражено в человеке, что ощущается животными).
И поэтому, поскольку (во времена Первого Храма) оскверняли Имя Вс-вышнего пустыми и ложными клятвами, оскверняли Субботы (обратим внимание, что именно это р. Меир-Симха использует как примеры Осквернения), сделали Имя Б-га как будто «будничным» (не святым), не дай Б-г. Поэтому осквернился и их собственный почёт (человеческое достоинство), и представились они зверям в виде скотов, а не людей, т.е. перед животными осквернилась Ценность Человека.
Из-за этого написано – «
как грехи ваши» (т.е. так же, как люди унизили Образ Творца, как будто бы лишили его возвышенности и святости, так и упомянутые сразу после этого «звери полевые», более не чувствуя в человеке ничего высокого и неприкасаемого, стали «властвовать» над людьми).
Глубокая, важная мысль р. Меира-Симхи приводит к простому правилу: отрицая Б-га, человек унижает не Его, а себя – тот Б-жественный Образ, по которому человек создан.