Глава "Бамидбар" Рассказывает: Рав Исроэль Зельман
В начале четвёртой книги Торы рассказывается о всееврейской переписи населения.
"И говорил Б-г Моше в пустыне Синай, в Шатре Собрания, первого числа второго месяца второго года после Исхода их из земли египетской, говоря (Раши: из-за возлюбленности их перед Ним пересчитывает их постоянно. Когда вышли из Египта - пересчитал их; и когда пали из-за [греха] тельца - пересчитал их, чтобы узнать число оставшихся; когда пришёл расположить Присутствие Своё среди них - пересчитал их: первого Нисана был установлен Шатёр Собрания, а первого Ияра (т.е., через месяц) - пересчитал их): "Посчитайте ("сеу" [שאו], т.е., букв. "вознесите") голову всей общины Исраэля (р. Овадия Сфорно: упорядочить их, чтобы вошли в Землю Обетованную немедленно) - по семьям их (Раши: узнай число людей каждого колена), по домам отцов их (если отец из одного колена, а мать из другого, пусть засчитается в колене отца), по числу имён (Рабейну Бахаи: не сказано "имён их", поскольку число евреев в пустыне Синай соответствует числу ангелов, находившихся там во время Синайского Откровения, и об этом сказано: "по числу имён") - всякого мужчину по черепам их (Раши: посредством шекелей [пересчитай их] - Бэка (мера веса) на каждый череп)".
Раби Пинхас Горовиц в книге "Паним Яфот" исследует проблему пересчёта евреев: "Следует понять сказанное мудрецами, что запрещено пересчитывать их (т.е., как приводит Раши, следовало пересчитывать не людей, а только сданные ими шекели; традиционная причина - "дурной глаз" - или представляется для р. Пинхаса недостаточной, или он считает нужным разъяснить её глубже). И смысл этого в том, что все сыны Исраэля - это одна душа, как объяснил Раши слова о семидесяти душах Яакова (в выражении "семьдесят душ" в Торе слово "душа" употр. именно в единственном числе, получается "семьдесят - душа"), поскольку они прикреплены к Б-гу, а Он - Один и Един, чего не сказано о других народах, как написано (в 92-ом Псалме):
"Разлучатся все совершающие несправедливость". Подобное находим и в описании "поколения Разделения" (т.е., поколения Вавилонской башни, когда народы были разделены и разлучены).
Поэтому, когда пересчитывают евреев, то делают разлучение (пируд פירוד) между ними и причиняют власть Меры Суда над ними, ведь написано (в главе "Аазину"): "Яаков - связь ("хевель", [חבל] т.е., букв: "верёвка") наследия Его", - как верёвкой, они связаны друг с другом, и все осуждения смягчаются ("нимтаким" [נמתקים], т.е., букв.: "услащаются") с помощью корня (этой связи), ибо он - полностью хорош, без зла вообще, как сказано (в Свитке "Эйха"):
"Из Уст Высших не исходит зол, а [только] Благо", - поскольку корень высший не содержит зла вообще (р. Пинхас разъясняет вышеприведённый стих из "Эйхи" не в соответствие с его простым смыслом, поскольку по-простому сказано, что "из Уст Высших не исходит, ни зол, ни блага"; однако, видимо, из-за того, что "зло" - во мн. числе, а "благо" - в единственном, р. Пинхас прокомментировал иначе).
И так мы объяснили отрывок из Талмуда (Рош Ашана, лист 19), где сказано: "Царство (римское) вынесло решение, чтобы евреи не изучали Тору, не делали детям обрезание и оскверняли Субботу. Что сделали Йеуда бен Шамуа и его соратники? Пошли и посоветовались с одной Матроной, у которой бывали все великие люди Рима, и она сказала им: "Идите и проводите ночную демонстрацию!" Пошли на демонстрацию ночью и говорили: "Ради Небес: разве мы не ваши братья, разве мы с вами (Эсав и Яаков) - не сыновья одного отца? Чем отличаемся мы от всех племён и языков, что вы приговариваете нас приговорами тяжкими?", и отменились [приговоры], и тот день сделали праздничным", - смысл в том, что вернули осуждения к корню высшему (т.е., защитились от приговоров связью с единым высшим Источником жизни еврейского народа), и [осуждения] были смягчены (р. Пинхас разъясняет выражение из Талмуда "разве мы не сыновья одного отца?!" не в соответствие с простым пониманием, по которому евреи обратились к римлянам и попросили вспомнить об общем происхождени Эсава и Яакова от отца Ицхака; по р. Пинхасу это выражение имеет дополнительный глубокий смысл, в него надо добавить большую букву: "Разве мы не сыновья одного Отца?!", т.е., евреи подчеркнули своё единство, свою связь с Высшим Источником, и благодаря этому нейтрализовали влияние Меры Суда).
И также с помощью этой идеи мы объяснили отрывок (из главы "Аазину"):
"Я умертвляю, и Я оживляю и т.д., ибо вознесу Я к небесам Руку Свою и скажу: жив Я вечно", - а именно, когда возвращаются ("возносятся") все осуждения к корню, который является жизненностью истинной, ведь всякая смерть приходит со стороны "разлучения", как написано (в 1 гл. Свитка Рут):
"Только смерть разлучит нас" (слова Рут, обращённые к свекрови, р. Пинхас также трактует более глубоко: смысл и причина всякого разрушения, самой смерти - оторванность, "отлучённость" человека и мира от Высшего Истока).
Поэтому, когда приказал Вс-вышний пересчитать их, сказал:
"Вознесите голову всей общины сынов Исраэля", - а именно, чтобы вознесли их всех к их корню, который - Единство (слово "голова" - в ед. числе). И намёк на это в том, что число сынов Исраэля - 613, и при вознесении к корню каждый из них поднимается к [букве] "Алеф" (означающей и число один, и - при смене огласовок - число тысяча), получается шестьсот три тысячи (этот намёк р. Пинхас разъясняет далее, в конце абзаца), и уже написали мы подобное об истории с пришельцем, который был готов сделать Гиюр, если старейшина Гилель расскажет обо всей Торе, пока пришелец стоит на одной ноге, и Гилель сказал: "То, что ненавистно тебе, другим не делай; остальное - комментарий: иди, учись!" (трактат Шабат, лист 30), поскольку суть всей Торы - любовь к ближнему как к самому себе, ведь хотя и разделяется Тора на 613 заповедей, - корень один. Так и сыны Исраэля - при возвращении к корню своему единому, едины с Торой, ведь Десять Заповедей сначала были произнесены изречением одним (как сказано:
"И говорил Б-г все слова эти"), и отделились от них ещё 603 заповеди - по числу тысяч сынов Исраэля.
И это - великое вознесение к высшему корню, называемому "Корона" (кетер כתר), которого сыны Исраэля удостоились при Даровании Торы, и, как известно, "череп" тоже указывает на этот уровень, и слово "Корона" по числовому значению равно всем трём следующим уровням, вместе взятым, - "Мудрости" (хохма חכמה), "Понимания" (бина בינה) и "Знания" (даат דעת) (все три слова вместе по числовому значению равны слову "Корона", "кетер", т.е., составляют 620), и об этом сказано:
"По числу имён - по черепам их" (р. Пинхас показывает подчёркнутое числовым значением соединение трёх вышеупомянутых интеллектуальных уровней с их высшим корнем, обозначающим единство всего народа с Торой и поднимающимся над всеми способностями Разума).
Подобное мы видим и в главе "Вайехи": когда праотец Яаков собрался давать благословения двенадцати сыновьям, сначала сказал он им:
"Соберитесь и слушайте, сыны Яакова", - все вы должны сначала собраться, присоединиться к корню своему высшему, т.е., истинному единству.
И, может быть, именно потому, что Рувэну и Шимону не было дано благословение Яакова, Моше при подсчёте колен Рувэна и Шимона лишний раз упомянул, что подсчёт будет проводиться
"по черепам их" (чтобы намекнуть на соединение с высшим корнем, ассоциирующимся с местом черепа, более высоким, чем мозг - тем самым, куда водружается корона)".