Еврейская Русскоязычная Община Атланты "Тора ве-Даат"

Jewish Russian Community "Torah ve-Daat"

Contact Us / Как с нами связаться: 
Phone:
404-6923-613, 404-826-6808
EMail: toravedaat@evreyatlanta.org
Подробнее...











Раздел: Первая книга Торы - Берешит

Глава "Лех Леха"


Глава "Лех Леха"    Рассказывает: Рав Исроэль Зельман   
Проследим, как раскрывается тема испытания праотца Авраама в трёх поколениях мудрецов: в книгах - "Паним Яфот" р. Пинхаса Горвица, "Торат Моше" его ученика р. Моше Софера и "Ктав Софер" сына и ученика р. Моше - р. Авраама-Шмуэля-Биньямина. Комментируется начало главы.

И сказал Б-г Авраму: "Иди себе (лех леха לך לך) из земли своей, из родины своей и из дома отца своего в землю, которую укажу тебе. И сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будет благословение".

Сначала р. Пинхас приводит толкование Раши: "иди себе" означает "иди для себя", - "для удовольствия своего и для блага своего (ле-hанаатха у-ле-товатха להנאתך ולטובתך)", после чего задаётся следующим вопросом: поскольку призыв покинуть родной дом и отправиться в другую землю был испытанием для праотца, зачем нужно было уменьшать сложность этого испытания посулами многочисленных благ? Ведь если бы Творец не обещал Аврааму всех благословений и выгод, решиться на переезд было бы труднее! Раби Пинхас пишет: "Неудачным ответом будет предположение, что всё испытание заключалось в проверке, поверит ли наш праотец обещаниям Создателя (поскольку это не назовёшь "испытанием" для Авраама). В действительности же надо ответить согласно правилу, упомянутому нами в истории последнего испытания Авраама (принесения Ицхака в жертву).

Те заповеди, в которых нет телесного удовольствия (такие как Тфилин, кисти Цицит и т.п.), награждаются только в лучшем мире. Об этом сказано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 39): "Награды за заповедь в этом мире нет". Но есть заповеди, при исполнении которых присутствует телесное удовольствие - например, наслаждение Субботой, радость праздника и т.д., и при исполнении этих заповедей Стремление Злое (йецер hа-ра יצר הרע) подталкивает человека к эгоистическому намерению (соблазняет думать при исполнении заповеди о собственном удовольствии, а не о высшем смысле совершаемых действий). И целостный человек, очищая себя от этого, старается, чтобы не пришла ему мысль об удовольствии и радости тела, ведь только тогда у Стремления Злого не будет доли в исполнении заповеди (ибо останется одно намерение исполнить Волю Создателя). И за это полагается человеку награда даже в этом мире - мера за меру (мида ке-негед мида מדה כנגד מדה): за то, что он переборол желания тела.

И это было сутью испытания Авраама: его помышление должно было быть только об исполнении заповеди, несмотря на то, что Вс-вышний обещал ему великую награду (в этом мире)... И можно сказать, что так объясняются слова "и будет благословение": благословение обязательно будет - но пусть оно будет само по себе, не думай о нём специально, не нацеливайся на его получение".

Ученик р. Пихнаса, великий законодатель и комментатор р. Моше Софер пишет: "Выражение "иди себе", т.е., "иди для себя", как его комментирует Раши ("для удовольствия своего и для блага своего"), можно объяснить в связи с тем, что, как известно (из Талмуда, трактат Кидушин, лист 82), праотец Авраам исполнял всю Тору до её Дарования. Это называется (как указано в Талмуде, трактат Авода Зара, лист 3), "не приказано, но делает". И есть такой Закон (Талмуд, трактат Бава Меция, лист 101), что "спускающийся в поле ближнего своего без разрешения и сажающий на нём (т.е., если человек возделал чужую землю без ведома хозяина) получает зарплату, как арендатор, - в том случае, если это поле всё равно предстояло засеивать (если же хозяин держал поле не для этой цели, работа самозванного помощника не оплачивается).

Тора - заповедь Б-га Земли (т.е., рассчитана, прежде всего, на Святую Землю), и именно там, на Святой Земле является (в соответствие с вышеприведённым законом) тем "полем", которое всё равно должно быть засеяно (рано или поздно), и там (на Святой Земле) даже тот "работник, который возделывает землю без разрешения Хозяина" (т.е., Авраам, до Дарования Торы не имевший приказа её соблюдать), всё-таки получит награду (как в Законе с арендатором). И, конечно, такая награда невозможна в земле, из которой уходил Авраам, ибо там его соблюдение Закона (подобное засеиванию поля без разрешения хозяина) не будет "оплачено", ведь там "поле" и не должно засеиваться (то есть, территория вне Святой Земли изначально не рассматривается как хорошее место для соблюдения Законов Торы; разумеется, если еврей уже попал на такую территорию, он обязан придерживаться всех законов, однако до Дарования Торы предполагалось, что "поле еврейской жизни" должно обрабатываться и засеиваться именно на Святой Земле). Поэтому получается, что переезд Авраама в Святую Землю действительно был "для удовольствия его и для блага его", ибо связан с возможным только там получением награды за не предписанное Хозяином соблюдение Закона.

И, хотя (как известно из многих мест Талмуда, например, трактата Недарим, лист 16) "заповеди даны не для удовольствия", а для возложения бремени на человека, это касается тех, кому приказано соблюдать Закон. Тот же, кто не обязан это делать и по собственной инициативе соблюдает Законы Торы, может делать это и для удовольствия, и поэтому Б-г сказал Аврааму, чтобы он шёл в Святую Землю "для удовольствия своего и для блага своего" (из чего следует, например, что женщина, исполняющая заповедь, которую не обязана делать - сидящая в Суке или пришедшая на урок Торы - может делать это не только ради Вс-вышнего, но и ради собственного удовольствия).

Раби Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер задаёт тот же вопрос, что и р. Пинхас в книге "Паним Яфот": если нужно дать человеку испытание, зачем успокаивать его и сообщать, что всё это - только для удовольствия и во благо? Раби Авраам пишет: "Видится мне, что Творец дал Аврааму эти обещания удовольствия и блага, чтобы увеличить следующее испытание. Ведь когда Аврааму было сказано, что Творец благословит его и возвеличит имя его, и Авраам пошёл в Землю в предвкушение этого (аль даат кен על דעת כן), то как только пришёл в Землю, сразу начался голод. То есть, было у него серьёзное основание, чтобы досадовать на Б-га, но он этого не сделал, и это - большое испытание".

Сравнивая три комментария, сразу видим, что два последних аккуратно, не прямолинейно - но всё-таки оспаривают мнение первого. Ведь р. Пинхас утверждал, что обещания удовольствий и благ были даны Аврааму для затруднения переезда - т.е., специально чтобы он о них не думал (праведник должен был показать большую выдержку, вообще не думать о том, что ему обещали, чтобы силы зла, живущие в каждом человеке, не участвовали в исполнении приказа Творца). Раби Моше (ученик р. Пинхаса), похоже, не согласен с этим толкованием: Авраам имел право получать удовольствие от заповедей - так как ещё не был обязан их соблюдать (думать при исполнении Закона исключительно о высшем приказе должен только тот, кому исполнять Закон действительно приказано свыше). А р. Авраам-Шмуэль-Биньямин растолковывает сказанное его отцом: ведь если Авраам мог получать удовольствие от заповедей, и, следовательно, праотец имел право держать в голове сообщение Творца о том, что переезд организуется для его собственного блага, (о чём ясно сказано в прямо комментарии: "Авраам шёл в Святую Землю именно в ожидании обещанного"), зачем тогда было это сообщать - это же уменьшает испытание! И "Ктав Софер" пишет, что сообщение о благах и благословениях было дано, чтобы увеличить сложность следующего этапа (когда начнётся голод)... Возможные же особые причины того, что оба великих представителя семьи Софер не были согласны с методом комментирования, избранным в этом месте р. Пинхасом, оставим, с Б-жьей помощью, для личного обсуждения...